Реформы двинет гражданин, а не обыватель
- Агыбай Смагулов
- 31 окт. 2021 г.
- 3 мин. чтения
Агыбай Смагулов, политолог
Статья была опубликована в газете «Казахстанская правда» 3 апреля 1993 года.
Обсуждение проблем экономической реформы в Казахстане до последнего времени шло преимущественно в экономическом аспекте, без учета так называемого человеческого фактора. Население в основной своей массе находилось в нерешительности, не определило своей позиции.
Сегодня уже можно сказать, что у казахстанцев начались положительные изменения в сторону рыночных отношений. Трудно, сложно, но иного выхода нет.
На заре советской власти энтузиазм людей – это факт – был немалой созидательной силой. Благодаря ему страна сумела восстановить разрушенной хозяйство. Люди искренне верили, что своим трудом они способны провести индустриализацию страны, поставить на службу народному хозяйству научно-технический прогресс, обеспечить достаток. Встать впереди всего человечества и повести его в земной рай.
В 60-е годы началась кампания против вещизма и накопительства, противопоставление их духовности, нравственным качествам. Счастливый советский человек постепенно узнавал как живет «порабощенный» пролетарий в мире капитализма. Он ему не сочувствовал, а завидовал. Власти предприняли контрмеры.
Именно тогда у людей произошел психологический надлом. Проходят десятилетия работы в поте лица, но мало что меняется к лучшему. Теперь вот уже пытаются доказать, что стремление хорошо жить граничит с изменой коммунистическим идеалам. Людей одолевали сомнения, у них пропадали вера, желание ударно трудиться, не получая необходимых средств для «ударной» жизни.
Так начиналась в душах людей эпоха «застоя». В экономике наблюдались спад производства, моральное и физическое старение техники, в обществе – безразличие ко всем делам, выходящим за рамки личного интереса, перековка граждан в обывателя, нигилизм к всему советскому, нравственная деградация, остановить которую моральный кодекс строителя коммунизма уже не мог.
Перестройка не укрепила веру ни в новое руководство страны, ни в новые формы хозяйствования. Бюрократический аппарат, способный перемолоть любые новации, отсутствие навыков предпринимательства, недоверие ко всему, что исходит от власть имущих, мешали увидеть перспективу, которые открывают приватизация, акционирование предприятий, передача в частную собственность объектов малого и среднего бизнеса. Многим по-прежнему боязно, что кто-то может стать собственником, обогатиться, будет жить лучше. Может быть, равенство, пусть и нищие, лучше?
До сих пор рынок ассоциируется у многих людей с классическим капитализмом, безработицей, человеческими трагедиями и другими издержками. Отсюда не совсем ясные перспективы, тревога за будущее, желание вернуться в прошлое, в общее безответственное, но спокойное существование за счет социалистической уравниловки, дававшей скудный минимум жизненного комфорта. И сейчас мы в основной своей массе продолжаем инертно наблюдать, куда нас ведут, гадаем, какой еще эксперимент хотят с нами провести. Опасаемся, что наш ударный труд вновь окажется бессмысленным.
Размышлять есть над чем. Нужно ли, например, чабану стремиться к увеличению веса скота, если он по дороге к мясокомбинату улетучится из-за безграмотной транспортировки? Овощевод боролся за высокий урожай, а добрая половина его сгнила в овощехранилище.
Нужно ли увеличивать выпуск некачественной продукции, если она ляжет мертвым грузом на складах и не найдет потребителя? О какой моральной мотивации к труду можно говорить, если наши ученые, конструкторы, дизайнеры, инженеры не могут реализовать свои разработки по налаживанию производства качественных товаров? Отсюда вопросы и сомнения: правильно ли мы идем в экономике и политике, не восстанавливается ли вновь диктатура бюрократического аппарата, эксплуатировавшего народ?
Новая экономика требует не только другого, чем при развитом социализме, правительства, но и принципиально новый тип работника. Конечно, одно с другим связано, но наш Президент не раз подчеркивал, что правительству, да и Верховному Совету нужны поддержка и участие народа в реализации антикризисной программы, в формировании социально ориентированной экономики, стремление каждого стать активным участником реформ, т.е. гражданином.
Становится все более очевидным, что только гражданская позиция каждого, умение слушать друг друга и делать из этого практические выводы, стремление сочетать в действиях интересы государства, товаропроизводителей и всех слоев населения, кровная заинтересованность каждого во всех делах республики, осознание необходимости перемен и вера в их благополучный исход помогут вывести экономику из кризиса, окончательно снять социальное напряжение.
По всей вероятности, не будет для читателя секретом, что больше половины наших специалистов не отвечают требованиям современной экономики. И это серьезное препятствие на пути к цивилизованному рынку. Прежняя обстановка не принуждала рабочего, крестьянина, инженера постоянно работать над собой, болеть за успехи бригады, цеха, завода. В новых условиях жесткие рыночные отношения социально ориентированной экономики должны стать тем кнутом, который, к сожалению, необходим нашему работнику.
Положительные примеры приватизации, акционирования, перехода на новые условия хозяйствования позволяют увидеть как люди меняются, приобретают чувство хозяина, раскрепощаются, становятся свободнее, принимают на себя ответственность за свою судьбу. Именно эти чувства нам необходимо восстановить, изменив свой психологический настрой. Всем вместе и каждому в отдельности. Ведь от сокращения сроков адаптации людей к новым условиям зависят темпы и эффективность нашего вхождения в социально-ориентированные рыночные отношения. Полноценно войти в них может только гражданин, патриот своей республики.
Comments