Казахстанская дипломатия: стратегия и тактика
- Агыбай Смагулов
- 1 нояб. 2021 г.
- 6 мин. чтения
Опубликована 26 января 1999 года в газете «Казахстанская правда». 10 января состоялись выборы Президента РК, 20 января – церемония инаугурации
После завершения президентских выборов в любой стране новая администрация, как правило, приступает к детальной проработке своей внутренней и внешней политики. Дискуссии по этому поводу имеют место и в обществе. Ряд публикаций и выступлений политиков, журналистов, экспертов свидетельствует о том, что широкая общественность проявляет интерес и к обсуждению перспектив внешней политики страны. Анализ этих материалов позволяет предположить, что многие авторы недостаточно глубоко понимают цели и задачи казахстанской дипломатии, недооценивают такие стратегические инициативы Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, как идею создания Евразийского союза, единого экономического пространства, созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Учитывая, что внешнеполитический курс избранного на второй срок Президента страны, безусловно, будет сохранен, вероятно, есть необходимость еще раз оценить и понять наши приоритеты в сфере международных отношений.
Довольно часто в сфере международных отношений в тот или иной момент истории стратегические и тактические выглядят несовпадающими. Но это не значит, что кажущуюся недостижимой цель нужно исключать из арсенала нынешних внешнеполитических инструментов. Более того, хорошо разработанный стратегический план фокусирует повседневную деятельность на приоритетных целях, дисциплинирует и настраивает на ежедневное решение этих задач и стратегий, ибо определение общего направления внешней политики невозможно без ясных долгосрочных перспектив и концептуального осмысления мирового политического процесса.
Именно с этих позиций нужно рассматривать важнейшие внешнеполитические инициативы Республики Казахстан. Яркими примерами такого планирования являются «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и программа «Казахстан-2030». Первая в своей основе уже реализована, вторая высвечивает перспективы далеко в XXI век.
В конце 80-х – начале 90-х годов государствами Тихоокеанского региона была создана такая структура как Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Появление этой организации было закономерным и и имело целью расширение и углубление интеграционных процессов, постепенное формирование зоны свободной торговли и инвестиций, которая могла бы на основе принципов «открытого регионализма» и «глобализации экономики» взаимодействовать с такими структурами, как Европейский союз, NAFTA (Соглашение о свободной торговле в Северной Америке) и SAFTA (Соглашение о свободной торговле в Южной Америке). Несмотря на недостаточную либерализацию инвестиционной и торговой политики, большую дифференциацию государств по уровню экономического развития и противоречивые национальные интересы, главы государств организации АТЭС в 1993 году приняли решение к 2020 году создать систему открытой и свободной торговли и инвестиций.
С 1 января 1999 года в Европе введена единая валюта. Однако идея создания Европейского экономического сообщества впервые была юридически зафиксирована в Римском договоре 1957 года. А в течение более 40 лет концепция единой Европы держала в фокусе внешней политики европейских государств такие стратегические цели, как создание таможенного и валютно-экономического союза. Объективный интеграционный процесс в эти годы сопровождался теоретическими и идеологическими спорами, острейшей борьбой за влияние в регионе, валютными и торговыми войнами. Вместе с тем имел место поэтапный процесс: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок - нынешний Европейский валютный союз.
Около 10 лет понадобилось европейским государствам для того, чтобы реализовать идею созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и в августе 1975 года подписать Хельсинский акт. В течение 20 лет СБСЕ функционировало в режиме международной конференции и только в 1995 году приобрело статус международной организации. В настоящее время в рамках ОБСЕ ведется разработка модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Появление концепции формирования коллективной системы безопасности и сотрудничества в Европе в 60-х годах положило начало многостороннему переговорному процессу в сфере политических, военных, торгово-экономических, гуманитарных, экологических отношений и, безусловно, способствовало заключению в 1970-1972 годах двусторонних договоров ФРГ с Советским Союзом, Польшей, Чехословакией и ГДР, а также четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, юридически закрепивших европейские границы, установленные после второй мировой войны в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций государствами-победителями.
Политическая, экономическая и культурная неоднородность азиатских государств, наличие региональных конфликтов и очагов напряженности, безусловно, осложняют создание континентальных структур коллективной безопасности. В ближайшее время, вероятно, будет сложно говорить о юридическом признании всеми государствами региона политических и территориальных реальностей, закреплении нерушимости государственных границ. Но совсем необязательно двигаться к единой азиатской структуре коллективной безопасности сразу по всем направлениям. Можно было бы начать выравнивание неоднородностей в какой-то одной, например, военно-политической или экономической сфере, а затем искать общие подходы в других областях сотрудничества. Тем более что активный переговорный процесс в рамках нашей общей инициативы по созыву совещания сам по себе способствует формированию атмосферы доверия и настраивает участников на решение существующих конфликтных проблем путем постоянного диалога и достижения взаимопонимания. Декларация принципов взаимоотношений государств-членов СВМДА, которую планируется принять в конце 1999 года на совещании министров иностранных дел, будет первым серьезным результатом реализации идеи, предложенной Н.А.Назарбаевым в 1992 году. Работа над ней позволила достаточно точно определить военно-политический климат на Азиатском континенте и обозначить общие контуры будущей системы коллективной безопасности и сотрудничества в нашем регионе, учитывающих присущую ему специфику. Одновременно в ходе многосторонних контактов прорабатываются вопросы организационной структуры и механизмов взаимодействия и мер доверия, которые составят основу заключительного документа, планируемого к подписанию главами государств и правительств государств-участников СВМДА в ближайшем будущем. Данный документ должен будет положить начало перманентному процессу мирного коллективного поиска путей решения региональных конфликтов и ликвидации очагов напряженности, что, безусловно, будет создавать благоприятные внешние условия для экономического развития Казахстана и других государств нашего континента. В этом смысле делимитация казахстанско-китайской границы, шанхайские договоренности по мерам доверия в районе границы, договоры Казахстана с Кыргызстаном, Россией и Узбекистаном о вечной дружбе, а также ряд других подписанных нами международных документов нужно оценивать не только с точки зрения дальнейшего укрепления суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и нерушимости наших границ, но и рассматривать в свете концепции СВМДА как неотъемлемые элементы будущей системы коллективной безопасности и сотрудничества в Евразии.
Предложенные Президентом Н.А.Назарбаевым проекты договоров о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, являясь долгосрочными по своему характеру, преследуют стратегически важную для нас цель формирования интегрированного сообщества в рамках нашего геополитического окружения. На фоне нынешней кризисной ситуации, связанной в первую очередь с дефицитами платежных балансов, нестабильностью экономик и противоречивыми интересами участников интеграционных процессов, последовательное продвижение идеи регионального сотрудничества воспринимается некоторыми политиками как увлечение Казахстана глобальными проектами в ущерб решению текущих задач. Безусловно, на достижение этой стратегической могут уйти десятилетия, но ее важно декларировать сейчас и постоянно с тем, чтобы остановить дезинтеграцию, сохранить и расширить имеющуюся инфраструктуру экономических связей и человеческого общения и одновременно вести последовательную работу по поиску и продвижению основных принципов и путей формирования зоны свободной торговли, таможенного и платежного союза, единого экономического пространства. Вместе с тем Республика Казахстан предпринимает значительные усилия по углублению текущего многостороннего и двустороннего торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с соседними государствами, в том числе путем содействия экономическому росту имеющихся и вновь создаваемых финансово-промышленных групп и трансевразийских компаний на евразийском пространстве.
Министерство иностранных дел по мере становления и приобретения опыта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности все более профессионально решает стоящие перед ним задачи. Четко понимая, что в нынешних условиях внешние факторы становятся крайне важными при разработке экономической политики государства, внешнеполитическое ведомство стремится «быть максимально приближенным к геоэкономическим реалиям современного мира, быть более «экономизированым». Дипломатическим миссиям Казахстана за рубежом на основе разрабатываемых в министерстве методик исследования современных тенденций в мировой экономике поставлены задачи по ведению постоянного мониторинга за развитием ситуации, сбору и анализу информации о состоянии и перспективах развития реальных и потенциальных инвесторов в экономику Казахстана, подготовке заключений об их финансовых и технологических возможностях прямого инвестирования. Объектом особого внимания посольств становятся основные товарные рынки стран и регионов пребывания, включая динамику производства, экспорта, импорта, запасов и цен, а также политику правительств, экспортеров и импортеров относительно товарных потоков. Аналитические и прогнозные материалы о состоянии и перспективах развития ситуации на региональных и глобальных валютных, фондовых, кредитных и товарных рынках постоянно направляются руководству страны. Назначение чрезвычайными и полномочными послами ряда высокопоставленных чиновников, имеющих богатый опыт государственного строительства и управления экономическими процессами, безусловно, способствовало ускоренному освоению внешнеполитическим ведомством методов экономической дипломатии, активному привлечению инвестиций, целенаправленному расширению и углублению торгово-экономических связей и подготовки широкого слоя дипломатических работников, способных эффективно работать в сложных условиях нынешнего мирового экономического кризиса.
Геополитический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза, способствовал тому, что Казахстан был вовлечен в сферу интересов различных государств, представляющих те или иные тенденции мирового политического, экономического и в целом цивилизационного процесса. Адекватным ответом такому вызову могла быть только многовекторная дипломатия, позволяющая Казахстану сохранять свободу маневра в сложной системе современных международных отношений. Вместе с тем многовекторность нашей внешней политики отнюдь не означает разбросанности, распыления сил по всем странам и континентам. Республика Казахстан признана более чем 110 странами. Однако зарубежные дипломатические представительства Казахстан открыты и функционируют в 35 государствах мира и представлены 29 посольствами и представительствами, 2 генеральными консульствами, 3 дипломатическими миссиями и 7 консульскими пунктами. Система заграничных учреждений МИД в первую очередь охватывает наших соседей, отношения с которыми, согласно утвержденной концепции внешней политики Казахстана, для нас приоритетны, центры многосторонней дипломатии, страны «семерки» и ведущие государства тех или иных регионов мира. Развиваются отношения конструктивного сотрудничества с государствами, которые, в свою очередь, проявляют интерес к Казахстану. Таким образом, казахстанская дипломатия, жестко увязывая стратегические и тактические цели, ориентируется на оптимальный уровень внешнеполитических задач, который максимально и одновременно минимально необходим на данном этапе для интеграции страны в мировое сообщество и для формирования благоприятного авторитета и имиджа Казахстана.
Comments