top of page

Выступление конференции на тему: «Проблема безопасности государств Центральной Евразии»

  • Агыбай Смагулов
  • 27 окт. 2021 г.
  • 5 мин. чтения

Обновлено: 31 окт. 2021 г.


Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла


Республики Казахстан в Республике Таджикистан


Смагулова А.Д.


на международной научной конференции на тему:


«Проблема безопасности государств Центральной Евразии в условиях современного мироустройства: тенденции и подходы к обеспечению стабильности»


(Душанбе, 27 марта 2014 года)


Уважаемые участники конференции!

Прежде всего, позвольте выразить признательность организаторам конференции за приглашение и предоставленную возможность выступить перед Вами.

В своем выступлении я намерен говорить о двух ключевых элементах темы нашей конференции. Может быть, высказанные мною вещи окажутся спорными, но вызванные этим дискуссии, думаю, будут полезными.

Во-первых, я буду говорить не о Центральной Азии. Под этим термином, созданным в надежде на интеграционные процессы в 1992 году, мы все понимаем 5 стран: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Как известно, ранее использовался термин: Средняя Азия и Казахстан.

Во-вторых, я буду говорить о современном мироустройстве, как это сказано в названии конференции, т.е. фактически, о геополитике, которая, как выясняется, влияет на развитие ситуации в нашем регионе.

Итак, по первому пункту.

К сожалению, предпринятые за прошедшие годы попытки запуска интеграционных проектов в рамках Центральной Азии не принесли успеха. Каждая страна, как известно, по-своему объясняет провал этих попыток. В итоге, по мнению экспертов, ситуация в регионе оказалась в тупике, когда, с одной стороны, вроде бы, признается, хотя бы на словах, необходимость экономического сотрудничества, а, с другой стороны, существует понимание наличия барьеров на этом пути, связанных в первую очередь с политической сферой.

В последнее время в Казахстане стали считать, что страны Центральной Азии пока не готовы к интеграции. Не удалось выйти на компромиссные решения по организации очень нужных для региона водно-энергетического и транспортного консорциумов. Сегодня каждое из государств Центральной Азии торгует и экономически взаимодействует со странами не Центральной Азии. Здесь есть политики и эксперты, которые считают, что их странам навязывают региональную интеграцию. В целом, экономическая составляющая в сотрудничестве между государствами региона оставляет желать лучшего.

Таким образом, новый подход должен, вероятно, заключаться в том, что нужно отказаться от планов создания интеграционных структур в Средней Азии. Страны региона не готовы и к работе в Таможенном Союзе и Евразийском Экономическом Союзе. С ликвидацией Евразийского Экономического Сообщества Таджикистан и Кыргызстан выпадут и из этого интеграционного объединения. Узбекистан еще раньше вышел из него. Отмечу, что речь идет только об экономической составляющей, в военно-политической сфере, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом сотрудничество имеет место, в том числе в рамках ОДКБ.

Сегодня нужно прилагать значительные усилия, чтобы, хотя бы сохранить на будущее имеющиеся торговые и экономические связи, создать условия для экономического сближения, сначала на уровне производственной кооперации, производственных цепочек, поставок комплектующих, совместных частных предприятий, взаимных инвестиций. Ведь сумели же сохранить в Беларуси и Азербайджане производство холодильников «Минск» и «Апшерон», комплектующие к которым поступают из других стран. А на развалинах и останках корпусов душанбинского завода холодильников сегодня проводят игры в пейнтбол.

Предлагаю считать, что так и не удалось создать единый, заинтересованный в интеграции регион под названием Центральная Азия. Дело в том, что в пределах нашего региона, хотя и имеющего население в 65 миллионов, вряд ли стоит говорить об уровнях таможенного союза, общего рынка, единого экономического пространства. Регион не самодостаточен.

Он должен для своего экономического роста сотрудничать с соседними регионами в рамках предлагаемых геополитических проектов. Но эти проекты нужно рассматривать не как закрытые геоэкономические блоки с непроницаемыми границами, а как различные варианты и направления экономического, торгового, инвестиционного сотрудничества.

Прошу обратить внимание, что в названии конференции говориться о проблемах безопасности государств Центральной Евразии. Надо понимать, что нынешние угрозы и вызовы беспокоят не только пять наших стран, но и Россию, и Китай, часть территорий которых входят в понятие Центральной Евразии. Обеспокоены также страны Южной Азии, которые также можно включить в понятие Центральной Евразии.

В тоже время именно в рамках Центральной Евразии сегодня развивается торговое и экономическое сотрудничество.

Так, за десять лет казахстанско-российского приграничного сотрудничества, с 2003 по 2013гг. российские инвестиции в экономику Казахстана составили 936 миллионов долларов США. В тоже время, из Казахстана в российскую экономику инвестировано 1700 миллионов, почти в два раза больше. За 10 лет объем двусторонней торговли вырос в 4 раза: с 5,8 млрд. долларов США в 2003 году до 22,4 млрд. в 2012 году.

Что касается интеграционных процессов, топроисходящ­ие в Украине события не повлияют на них,­ работа над подписание­м основного договора о создании Евразийско­го экономичес­кого союза продолжает­ся. У Казахстана здесь чисто прагматиче­ский интерес - развивать страну, поднимать экономику и увеличиват­ь ВВП. Экономический союз не затрагивает вопросы политическ­ой независимо­сти ее участников. Но определенн­ые экономичес­кие полномочия­ мы добровольн­о будем передавать­ наднациона­льным органам, как это делается, например, в Европейско­м союзе, где Еврокомисс­ия решает таможенные­ вопросы, регулирует­ процессы в сфере торговли, тарифов, транспорти­ровки нефти и газа, электроэне­ргии, железных и автомобиль­ных дорог. Все вопросы в будущем союзе будут решаться на основе консенсуса­. Окончатель­ные решения будут приниматься с согласия всех трех государств­. Поэтому здесь никакого волнения не должно быть, это выгодно всем участникам, а в условиях кризиса - тем более. Интеграцио­нный процесс будет продвигать­ся, и это, считают в Казахстане, тоже вопрос укрепления­ нашей независимо­сти. Здесь я процитировал слова Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, высказанные им на пресс-конференции после возвращения с ядерного саммита, прошедшего в Гааге 24-25 марта с.г.

Активно развивается в различных формах региональное экономическое, в том числе приграничное сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой. Стороны содействуют созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий. Как известно, в целях расширения двусторонних экономических отношений, развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с КНР и среднеазиатскими государствами создается Международный Центр Приграничного Сотрудничества «Хоргос». Открытая в декабре 2012 года вторая железная дорога, соединяющая КНР и РК, будет способствовать не только расширению двусторонней торговли, но и транзита грузов. Наблюдатели ожидают, что к 2020 году грузооборот через Хоргос, где через казахстанско-китайскую границу помимо автотрассы теперь проходят железная дорога и газопровод, достигнет 20 млн. тонн в год. К 2030 году ожидается, что он вырастет до 35 млн. тонн.

На Алтае идут процессы регионального сотрудничества между областями и провинциями Казахстана, России, Монголии и Китая.

Развивается сотрудничество и на южно-кавказском, иранском направлениях.

К сожалению, нестабильный Афганистан практически полностью блокировал возможность диверсификации внешнеэкономических связей, строительства автомобильных и железных дорог, линий электропередач и газопроводов на южном направлении. Афганистан продолжает оставаться труднопреодолимым барьером на пути развития торговых связей стран Средней Азии и Казахстана с государствами Южной Азии и Среднего Востока, а также препятствием для выхода к их морским портам. США и НАТО покидают Афганистан, так и не сумев ликвидировать «афганскую угрозу» и открыть Юг, на что надеялись государства нашего региона. Нестабильный Афганистан сдерживает экономическое сотрудничество и в рамках Организации Экономического Сотрудничества, куда кроме наших пяти стран входят Азербайджан, Афганистан, Иран, Турция и Пакистан.

Теперь несколько слов о геополитике.

Ф.Старр, как известно, предложил проект «Большой Центральной Азии», который стал основой американской инициативы «Новый Шелковый путь». Ю.Крупнов активно продвигает концепцию формирования «Нового Среднего Востока». Ван Чиши (Wang Jisi) – влиятельный в Китае ученый-международник, декан факультета международных отношений Пекинского университета, предложил идею «Марш на Запад», трансформировавшуюся в китайскую инициативу «Экономический пояс Шелкового пути», объявленную во время турне по Центральной Азии Президентом Китая Си Цзиньпинем.

В этой связи эксперты часто говорят о борьбе геополитических идей, о борьбе за влияние на наш регион, о том, что внешние игроки своими действиями расшатывают регион, а страны региона в своих целях «разыгрывают» ту или иную карту.

Вместе с тем, я считаю, что выдвигаемые этими авторами и их странами проекты не противоречат друг другу, они дополняют друг друга, направлены на укрепление позиций региона в мировой экономике, способствуют нашему экономическому развитию. Ведь действительно, все они направлены на то, чтобы включить наш регион в мировую экономику, помочь нам восстановить экономики и в перспективе региональную кооперацию.

Речь идет о том, что наши пять стран должны стать центром более обширного экономического региона, чем Центральная Азия. Сегодня на конференции мы говорим о «Центральной Евразии».

Предлагаю считать синонимами понятия «Центральная Евразия», «Новый Средний Восток», «Большая Центральная Азия» и «Новый Шелковый путь», «Экономический пояс Нового Шелкового пути». И прекратить противопоставлять эти геополитические проекты.

Я почти уверен в том, что если пригласить трех авторов на совместную пресс-конференцию, Ф.Старра, Ю.Крупнова и Ван Чиши, то они единогласно подтвердят именно такой подход.

Наша задача состоит в том, чтобы убедить все заинтересованные страны и самих себя, что в интересах всех сохранение стабильности и интеграции региона, что необходимо объединить эти геополитические проекты. В этом я вижу задачу наших стран, наших правительств, внешней политики стран региона. На наш взгляд, нет непреодолимых противоречий между этими проектами и идеями.

Именно такой подход позволит нейтрализовать информационные атаки в глобальных сетях.

Именно такой подход позволит решать все важнейшие вопросы без конфронтации, на основе баланса взаимных интересов, как стран региона, так и внешних игроков.

Спасибо за внимание.

Недавние посты

Смотреть все
Неубитая музыка вечности…

Джанибек СУЛЕЕВ Интервью с Галымом Доскеном, при непосредственном участии которого было выпущено уникальное на сегодняшний день и...

 
 
 
НОВЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ КИБЕР-ДИПЛОМАТОВ

Перевод статьи из специализированного издания «Уорлд Тудэй» Королевского Института Международных Отношений (Чэтэм-Хаус), март 1999 г....

 
 
 

Comments


Как со мной связаться

agybay2006@mail.ru

  • Facebook Социальной Иконка
  • LinkedIn Социальные Иконка

© 2021  Агыбай Смагулов.

Информация отправлена. Спасибо!

bottom of page